Ранние кочевники
и средневековье
В эпоху поздней бронзы на территории Большого Алтая появляется первая кочевая империя Азии, которую сменяет мультикультурное пазырыкское общество в горной части Алтая и близкие скифским культурным традициям племена предгорий и Приобья. Но с началом Великого переселения народов Алтай переходит под влияние хунну, затем сяньби и жужжаней. Пока на авансцену истории не выходят тюрки.
Раннескифское время
Конец эпохи бронзы и начало раннего железного века в обширных степях Евразии - это время перехода к новому типу хозяйствования – кочевому скотоводству. В горной части Алтая и на сопредельных территориях в первые столетия I тыс. до н.э. появились группы номадов, оставившие археологические памятники, никак не связанные с традициями местного населения предшествующих периодов. Новые этнические объединения демонстрируют "модель мультикультурности", особенно ярко это видно на примере знаменитых памятников Тувы, на этой территории был центр первой кочевой империи Азии. И сегодня очевидно, что именно здесь, на востоке формировался знаменитый звериный стиль скифо-сакского мира.
Переход от эпохи бронзы к эпохе железа на территории Алтая археологи обозначают термином аржано-майэмирское время по названиям памятников Аржан-I в Туве и Майэмир - в Казахстане. Оно ограничено периодом IX-VII вв. до н.э. В это время на территории Большого Алтая формируются общности будущего скифо-сакского мира. У каждой были свои традиции, обрядовые практики. Но уже появляются и общие черты: в искусстве, а, значит, мировоззрении, типах хозяйствования, устройстве быта. На Алтае наиболее полно изучена бийкенская археологическая культура.

бийкенская культура
Культура IX – первой половины VI вв. до н.э., известна, главным образом, по материалам раскопок погребальных памятников.
Могильники бийкенской культуры - это курганы с каменной насыпью округлой формы и крепидой, погребальная камера сооружалась в виде каменного ящика из плит в центральной части насыпи, человека укладывали в скорченном положении, рядом захоранивали коня или его часть (чаще голову), рядос погребальной камерой или у края насыпи кургана с восточной стороны ставили стелы (упрощённый вариант оленных камней).
Одна из особенностей погребальной практики населения бийкенской культуры - немногочисленный сопроводительный инвентарь. Он представлен, главным образом, конским снаряжением, а также немногочисленными украшениями, бытовыми изделиями и предметами вооружения. К отличительным характеристикам обряда кочевников данной общности следует также отнести вторичный характер части захоронений, который объясняет плохую сохранность скелетов людей. Некрополи населения бийкенской культуры чаще всего расположены на террасах, ограниченных горами и рекой. При этом курганы нередко образуют небольшие цепочки из нескольких насыпей. Такие погребения изучены на комплексах Бийке, Бике-IV, Бойтыгем-II, Кызык-Телань-I, Семисарт-I в Северном и Центральном Алтае.
Наряду с бийкенской культурой в горной части Алтая проживали носители традиций, связанных с памятниками «майэмирского круга». Их погребения отличаются наличием могильной ямы, нередко вытянутым положением захороненных людей, и в ряде случаев – весьма представительным сопроводительным инвентарем, включавшим многочисленные предметы конского снаряжения, украшения, вооружение. Очень показательно, что на ряде некрополей такие объекты соседствуют с курганами бийкенской культуры, но дистанцируются от них. Примеры таких памятников - Карбан-I и Чобурак-I в Северном Алтае.
Каменный ящик бийкенского погребения
Стела бийкенской культуры у с.Иня,
Горный Алтай
Бийке, общий вид на памятник (Горный Алтай)
Захоронение с лошадью, Бийке-V,
Горный Алтай
Котёл с
орнаментом,
бийкенская культура
Детали конского
снаряжения,
наконечники стрел,
бийкенская культура
Памятник Чобурак-I (Горный Алтай)
Херексуры Чуйской степи
Другим показателем сложной этнокультурной ситуации на Алтае в начале I тыс. до н.э. является распространение в южной части региона археологических памятников так называемой культуры херексуров и оленных камней. Херексуры на сегодняшний день малоизучены. Зачастую они и малоинформативны. Но собрано большое число данных по оленным камням. В Монголии, где зафиксировано больше 1500 таких изваяний, издан каталог оленных камней. Эти изваяния - символический памятник умершему. Верхняя черта - головной убор, кольцо - серьга, ниже может быть ожерелье, на поясе могут быть акинак, чекан, горит с луком, сбоку щит, а что значат клювоголовые небесные олени вдоль туловища - пока можно лишь гадать. Возможно татуировки, возможно так выполнялись аппликации на одежде, возможно это знак перехода в небесный мир, но как объяснить тогда изображения других животных, например, кабанов или коня. На эти вопросы ещё предстоит ответить археологам.
Оленные камни Монголии
(фото А.А.Тишкина)
Они встречаются по всей Центральной Азии. Фиксируя всё разнообразие одновременных культур эпохи перехода от бронзы к железу, учёные говорят о существовании первой кочевой общности в Центральной Азии. Алтай тогда выступал северо-западной периферией этой "империи".
Скифо-сакское время
Период VI-III вв. до н.э. является самым известным для древней истории Алтая благодаря находкам из мерзлотных захоронений пазырыкской культуры в Горном Алтае. Но "пазырык" демонстрирует лишь часть этнокультурного процесса в регионе. Начало скифо-сакского времени (VI вв. до н. э.) связано с серьезными изменениями климата. В поисках новых пастбищ в горный, степной и лесостепной Алтай и сопредельные регионы Тувы, Минусинской котловины и Восточного Казахстана проникают большие группы кочевников из Центральной Азии. На протяжении VI – начала V вв. до н. э. было несколько таких волн миграций. Этот процесс привел к тому, что кочевники культур скифо-сакского круга окончательно вытеснили и ассимилировали население лесостепной зоны Верхнего Приобья, проживавшее здесь с конца периода бронзы и в раннескифское время. Занимая разные ландшафтные зоны, мигранты адаптировали своё хозяйство под специфику природных условий, контактировали с разными группами населения, и в результате сформировались разные культуры, объединённые "скифской триадой": общими традициями изготовления оружия, конского снаряжения и звериным стилем в искусстве.
  • кара-кобинская культура

    Горный Алтай
  • пазырыкская культура

    Горный Алтай
  • быстрянская культура

    предгорья Алтая
  • староалейская культура

    юг Верхнего Приобья
  • каменская культура

    южная часть Обь-Иртышского междуречья
  • тагарская культура

    Минусинская котловина
  • улангомская культура

    Северо-Западная Монголия (Монгольский Алтай)
  • чауху

    Синьцзян (Китайский Алтай)
Период существования этих культур был этапом стабилизации. Степень расцвета кочевых обществ демонстрируют грандиозные некрополи элиты скифо-сакского времени – «царские» курганы. Благоприятные климатические условия, большая емкость ландшафтов и, видимо, относительная политическая стабильность позволили культурам скифского круга процветать на Алтае на протяжение почти 300 лет. Находок вооружения в захоронениях мало, что свидетельствует о слабой «милитаризации» общества, не обнаружены на Алтае в скифское время и укрепленные поселения – городища. Это было относительно мирное время в древней истории Алтая. А для объединений смешанных этнических групп, например, кара-кобинских и пазырыкских, учёные стали применять термин "мультикультурализм".
Лекция Андрея Бородовского
О скифском времени на Нижней Катуни и объединении племён разных культур: пазырыкской и кара-кобинской

ПАЗЫРЫКСКАЯ КУЛЬТУРА

Начало исследованиям пазырыкской культуры положил Василий Радлов, раскопав Большой Катандинский и Берельский курганы. Но название культура получила после раскопок в урочище Пазырык М.П.Грязнова и С.В.Руденко в 1929, 1947-1949 гг. Они принесли богатые находки – уникальные материалы замёрзших могил с татуированными мумиями, древнейшими коврами, музыкальными инструментами, колесницей, редкими тканными изделиями, деревянным искусством, особым снаряжением жертвенных коней, маскированных под оленей. Не будет преувеличением сказать, что с тех пор Алтай и Сибирь с завидной регулярностью приносят сенсации в копилку мировой археологии.
Практически во всех районах Горного Алтая и на сопредельных территориях могильники пазырыкцев встречаются в долинах крупных рек. Некрополь представлял собой цепочку курганов с каменными насыпями, протянувшуюся по направлению юг-север. Некрополь возможно воспроизводил структуру стойбища: мёртвые продолжали жить в ином мире, на "небесных пастбищах". У некоторых курганов к востоку от насыпей сооружались ряды из стел или камней, есть гипотеза, что на стойбище мёртвых это были коновязи: коновязные столбы и сегодня стоят с восточной стороны аилов. К западу от курганов располагались округлые кольцевые выкладки – поминальники. Основная масса некрополей - это захоронения рядовых номадов и знатных членов пазырыкского общества (к примеру, на плоскогорье Укок). Царских курганов немного: Пазырык, Шибе, Туекта, Башадар, Нижняя Соору, Катанда, Сентелек, Берель. К сожалению, насыпь Катандинского кургана не сохранилась: уничтожена хозяйственной деятельностью уже в наше время. Большая часть "царских" курганов сосредоточена в Центральном Алтае, который являлся «ядром» пазырыкской культуры.
Некрополь Урочище Балчиково-3 в долине реки Сентелек (Алтайский край, Чарышский район)
Башадарские курганы
Благодаря уникальному сочетанию климатическх условий и культурных традиций пазырыкцев, курганы Горного Алтая сохранили артефакты, которые обычно уничтожает время: дерево, ткани и органику. Структура погребений знати и элиты была довольно сложной: на дно могильной ямы, которая могла оказаться в зоне мерзлоты, ставился деревянный сруб (для простых пазырыкцев сооружались деревянные перекрытия), в него опускалась колода с умершим, рядом ставилась поминальная пища, в том числе на блюде оставляли бараний копчик с воткнутым в него ножом. А у знаменитой укокской знатной женщины из кургана Ак-Алаха-3 было ещё и блюдце с ценнейшим для того времени кориандром. Рядом со срубом укладывали жертвенных коней, их число вариьировалось, видимо в зависимости от знатности похороненного.
Схема двойного кургана Ак-Алаха-3. Над основной погребальной камерой - второе захоронение сопровождающего, по традиции обряда соумирания убитого тупым предметом по голове, с ним была похоронена девочка-подросток. Мужчина сопровождал в небесный мир знатную женщину, получившую в массовой культуре номинацию "Алтайская принцесса".
Реконструкция погребальной камеры кургана Ак-Алаха-3,
Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина
Жертвенные кони имели не только традиционную конскую амуницию, но и специальное погребальное убранство, включавшее, в том числе и маски с оленьими, козлиными рогами, крыльями и другими элементами. Животное сопровождавшее умершего пазырыкца в загробный мир превращалось в фантастическое существо - "небесного оленя", призванного сопроводить своего хозяина к "небесным пастбищам". Над погребальной камерой сооружалась насыпь, через которую легко проникала вода, создавая природный холодильник.
Архивное фото Н.В.Полосьмак: момент вскрытия саркофага-холодильника второй непотревоженной погребальной камеры кургана Ак-Алаха-3
Эти "холодильники" заморозили удивительные по уровню исполнения предметы: не только украшения и оружие, но и одежду и бытовой инвентарь. Сохранность одежды позволяет точно реконструировать костюм населения Горного Алтая в скифо-сакское время. В могилах найдены сохранившиеся целиком или частично рубахи, штаны, юбки, обувь, шубы. Высокие головные уборы встречены у мужчин и у женщин, обязательным атрибутом был пояс, украшенный деревянными костяными или металлическими пряжками и бляхами. В женских захоронениях привлекают внимание высокие прически и парики, укрепленные шпильками-заколками. В женских могилах находят зеркала, золотые гривны и серьги, серьги и ожерелья из бусин. В мужских могилах чаще встречаются детали поясной гарнитуры, луки и колчаны со стрелами, кинжалы, чеканы, деревянные щиты. Особенностью пазырыкского погребального обряда является помещение в могилу уменьшенных копий предметов вооружения: кинжалов и чеканов (клевцов). Настоящее боевое оружие в пазырыкских захоронениях встречается редко.
Особое внимание к пазырыкским захоронением привлекает обряд мумификации. Черепа трепанировали, удалялся не только мозг и внутренние органы, но иногда и мышцы. В мумификации использовали травы и ртуть. На большинстве мумий выявлены татуировки, выполненные в скифо-сибирском зверином стиле.
В период существования пазырыкской культуры окончательно складывается система яйлажного скотоводства, которая предусматривает летний выпас скота на высокогорных лугах, и зимнее содержание в долинах рек и зонах, где выпадает мало снега и скот может тебеневать, например, таких как плоскогорье Укок, куда пазырыкцы отгоняли скот на зимовку. Крупных стационарных поселений этой культуры неизвестно. Пазырыкские стоянки встречены по берегам почти всех крупных рек Горного Алтая. Следов стационарных жилищ срубного типа не обнаружено, хотя они и существовали. Срубы опускались в могильные ямы и становились домами мёртвых. В подавляющем большинстве кочевниками в сифо-сакское время использовались жилища наземного типа.
Плоскогорье Укок
Расположено на высоте больше 2250 м. Это богатые пастбища, но и суровый климат: большие перепады температур и сильные ветра, выдувающие снег.
Раскопки на плоскогорье Укок В.И.Молодина и Н.В.Полосьмак принесли уникальные материалы. Археологам по-настоящему повезло: впервые были исследованы неграбленые мерзлотные курганы Ак-Алаха-3, Ак-Алаха-1, Верх-Кальджин-2. А находка мумии знатной женщины в кургане Ак-Алаха-3 на долгие годы стала объектом мистификаций и политических дискуссий. А пока "Алтайская принцесса" обрастала мифами, благодаря появлению новых научных методов учёные смогли получить новые данные, которые помогают ответить на вопрос, кем была эта женщина, чем болела, почему умерла и кто отправился с ней на "небесные пастбища".
Tilda Publishing
В конце III - начале II вв. до н.э. в жизни всех скотоводческих групп на Алтае фиксируются кризисные процессы. Это связано как с неблагоприятными климатическими явлениями, так и с политическими событиями - с завоеваниями хунну (сюнну) в конце III в. до н.э. Саяно-Алтая. В результате элита пазырыкского общества истреблена, а основная часть населения вынуждена мигрировать на север и смешаться с самодийскими племенами. Во II в. до н.э. на Алтай стали переселяться другие этнические группы, поглотившие оставшихся на Алтае немногочисленных «пазырыкцев» в результате чего складывается булан-кобинская культура.

быстрянская культура

С пазырыкским населением Горного Алтая в силу территориального соседства активно контактировали представители быстрянской культуры. Северная зона предгорий Алтая и юг Бие-Чумышской возвышенности стал зоной смешения традиций культур скифо-сакского круга лесостепного и Горного Алтая. Особенно ярко это проявляется в сходстве погребального обряда – наличии курганов и могил с сопроводительными захоронениями коней.
Бронзовый чекан, Бийск (фото О.С. Лихачевой)
Другие традиции погребения характерны для обряда захоронения населения скифо-сакского времени степного и лесостепного Алтая. В ямах глубиной от 1,5 до 3 м устраивалась бревенчатая обкладка – рама, дощатые и бревенчатые перекрытия. Покойника укладывали на спину, головой в западный сектор, преимущественно на юго-запад. Иногда в одной могиле находилось 2, реже 3-4 человека. В некоторых могилах умерших укладывали на боку с подогнутыми ногами в каменные ящики, что свидетельствует о контактах быстрянцев с группами пазырыкского и кара-кабинского населения. Интересно, что в ареале быстрянской культуры не найдено крупных «царских» курганов элиты. Северные предгорья Алтая, являлись регионом где было затруднено содержание скота в зимнее время из-за большого снежного покрова. Это не позволяло сформироваться здесь крупным этническим образованиям номадов.


Антропологическая реконструкция по черепу женщины из курганной группы Первомайская (Музей-заповедник «Кузнецкая крепость»). Фото Ю.В. Ширина, автор реконструкции Е.В. Веселовская
В погребение ставили глиняные сосуды, укладывали заупокойную пищу - курдючную часть бараньей туши и железный нож. С умершими в могилу помещали серьги бусы, заколки для волос, гребни, подвески, бляшки, ременные обоймы. Некоторые из этих изделий выполнены в зверином стиле. Оружие представлено бронзовыми и железными кинжалами, чеканами, наконечниками стрел. В сопроводительных захоронениях лошадей есть конская упряжь: удила, костяные псалии, застежки, пряжки и распределители ремней из бронзы, рога и кости. Наличие изделий из кости и рога, в том числе с художественным оформлением (с изображениями выполненными в скифо-сибирском зверином стиле) показывает высокое развитие косторезного дела у быстрянцев.
Сведения письменных источников подтверждаются результатами раскопок археологических памятников в горной части Алтая. К настоящему времени только на этой территории исследованы наиболее ранние объекты, демонстрирующие процессы формирования тюркской общности после 460 г. Важно отметить, что археологические памятники Алтая данного периода демонстрируют черты преемственности с традициями местного населения предшествующего времени как в материальной культуре, так и в погребально-поминальной обрядности.
Бронзовые поясная бляха, наносник и пряжка из могильников Сибирка, Бийск-II и Енисейское-4
Реконструкция и детали конского оголовья из могильника Бийск-I
Роговые детали конского снаряжения из памятников Красный Яр, Аэродромный, Бийск-I
На сегодняшний день большинство открытых в северных предгорьях Алтая поселений скифо-сакского времени представляют собой обширные стоянки большой площади со слабо насыщенным культурным слоем, где отсутствуют следы жилищ и редки хозяйственные объекты - очаги, хозяйственные ямы. Эти поселения представляют собой временные стоянки кочевников, где использовались наземные жилища.
Быстрянское население по преимуществу занималось скотоводством. Но часть кочевников-быстрянцев постепенно перешли на оседлый образ жизни и комплексное хозяйство. Они строили жилища-полуземлянки с очагами наземного типа. В одном из жилищ нашли остатки деревянного настила и центрального прямоугольного отверстия для выхода дыма из очага на месте обвалившейся крыши.
Бронзовые зеркала
Бронзовые ножи
Бронзовые поясные обоймы и бляхи
Бронзовые поясная бляха, наносник и пряжка из могильников Сибирка, Бийск-II и Енисейское-4
Редкие находки зернотёрок на поселениях говорят о том, что быстрянцы имели мотыжное земледелие, но оно находилось в зачаточном состоянии. Глиняные пряслица свидетельствуют о широком распространении ткачества в быстрянской культуре. На наличие бронзолитейного производства указывают находки литейных форм на поселениях.

В IV-III вв. до н.э. активные контакты с населением пазырыкской культуры, а также продвижение отдельных групп пазырыкцев в северные предгорья Алтая приводят к исчезновению быстрянской культуры

староалейская культура

Кочевые группы, сформировавшие староалейскую культуру, мигрировали в Верхнее Приобье в VI в. до н.э. Староалейское население при преобладании традиций культур скифо-сакского круга отличает наличие отдельных культурных элементов связанных с предшествующей большереченской культурой раннескифского времени. Ограниченные для Оби возможности использования кочевого образа жизни заставили эти племена перейти к комплексному хозяйству. Скотоводство они дополняют охотой, рыболовством, собирательством и мотыжным земледелием, перенимая технологии местных большереченцев.
Бронзовые детали наборных поясов,
находки памятников Фирсово-XIV, Обские Плесы-II
(Фото С.В. Семенова)
Кладбища староалейской культуры - это, в основном, грунтовые могильники. На могильном поле погребения располагались рядами. Погребальная камера представляла собой неглубокую яму чаще всего прямоугольной формы с деревянной обкладкой из досок или бревен и перекрытием. Умершие в могилах укладывались вытянуто на спине, в подавляющем большинстве, головой на юго-запад. Состав погребального инвентаря хорошо разделяется в могилах умерших разного пола и возраста. Детские могилы, кроме сосудов и редких украшений, часто другого инвентаря не имели. Для женских могил характерен так называемый «женский набор» – украшения (шпильки, серьги, ожерелья из бусин), пряслица, курильница, реже зеркала. Скопления шпилек-заколок для волос в районе головы умерших женщин свидетельствуют о наличии у них высокий причесок или сложных головных уборов. В мужских погребениях найдены предметы вооружения: костяные наконечники стрел в составе колчанных наборов, колчанный крюки, кельты, поясные наборы из бронзовых пряжек и блях накладок. Керамические сосуды, ножи, отдельные бронзовые поясные бляхи найдены как в мужских, так и женских могилах. Староалейская погребальная обрядность не демонстрирует серьезных социальных различий в обществе. Богатых захоронений знати нет, что свидетельствует о подчиненном положении у групп кочевого населения, заселявших степную зону лесостепного Алтая.


Основным типом староалейских памятников являются большие поселения по кромке надпойменных речных террас. Их площадь достигает нескольких гектаров, в некоторых случаях до 1 км. Из сооружений в основном встречены редкие хозяйственные ямы. Это свидетельствует о наличии временных жилищ наземного типа сезонных скотоводческих стоянок. Стационарных жилищ практически не известно. На поселениях находят следы бронзолитейного производства: глиняные формы для отливки предметов, литейный брак. Не ясно проводилась ли староалейцами плавка металла из руды или они в процессах литейного производства использовали только лом цветных металлов. Следов железоделательного производства на староалейских памятниках не обнаружено.
Могильник Фирсово-XIV погребение староалейской культуры
Фото А.В. Мосина
Мигрировавшие в начале V в. до н.э. в степи Кулунды и Верхнего Приобья группы нового кочевого населения из Восточного Казахстана и сопредельных регионов вытеснили староалейцев на правобережье Оби. Начинается формирование каменской культуры. У каменцев и староалейцев складываются отношения власти-подчинения. В IV-III вв. до н.э. каменцы постепенно ассимилируют староалейское население. Появляются смешанные каменско-староалейские памятники, затем самобытные черты староалейской культуры исчезают.

каменская культура

Начиная с V в. до н.э. территорию степного и лесостепного Алтая занимает многочисленная группа кочевников, серьезно изменившая культурный облик населения всей зоны юга Обь-Иртышья. Новое население подчинило и включило в свой состав проживавших на этой территории кочевников и староалейское население. Соединение пришлого и местного компонентов привело к формированию особых черт каменской культуры.
В V-III вв. до н.э. складывается свой погребальный обряд каменской культуры. Огромные курганные поля разбросаны по всей степной и лесостепной зоне Алтайского края. Встречаются как довольно большие земляные насыпи до 50 метров в диаметре и высотой до 4 метров, так и более мелкие. Есть и редкие "царские" - свыше 100 метров в диаметре и высотой до 7 метров. Размеры говорят о социальном неравенстве каменского общества. Для сооружения таких курганов требовались значительные трудозатраты крупного коллектива. Большинство курганов элиты практически полностью разграблены. Грабили как в древности, в том числе и современники умерших, так и в более позднее время. Особенно активно разрушались древние захоронения в XVIII веке русскими старателями – «бугровщиками». Знаменитая «Сибирская коллекция Петра I», хранящаяся в Государственном Эрмитаже, была добыта бугровщиками как раз в степных районах Обь-Иртышского междуречья. Но чаще золото курганов скифского времени просто переплавлялось. Неграбленые курганы археологи встречают крайне редко.

Неисследованный курган №3
могильника Бугры
(Алтайский край)
Погребальная камера (сруб не сохранился) и вход в погребальную камеру кургана №4 могильника Бугры
(фото А.А.Тишкина)
Золотая гривна каменской культуры из коллекции Петра I
Поэтому могила «золотого человека» на некрополе Локоть 4а считается уникальной. В погребении мужчины-воина было найдено множество предметов из золота - около двух тысяч изделий. Вся одежда была обшита огромным количеством мелких блях из золотой фольги. Высокий головной убор был украшен вырезанными из такой же фольги различными фигурами, в том числе и изображениями животных. Большинство золотых изделий на костюме «золотого человека» были сделаны на деревянной или кожаной основе, которая была обложена золотой фольгой. Это придавало объем таким предметам и создавало впечатление, что они цельнолитые.


Реконструкция костюма "золотого человека" могильника Локоть-4а (П. И. Шульга)
Для погребений рядовых кочевников каменской культуры характерны многомогильные курганы - усыпальницы семейных и родовых групп. На ограниченном кольцевым ровиком сакральном пространстве совершалось несколько захоронений. Они размещались по кругу вокруг центрального погребения. Под одной насыпью - до 30 погребений. Тело покойника укладывали вытянуто на спине. В погребениях оставляли заупокойную мясную пищу на деревянном блюде, рядом помещали железный нож. Часто в могилу ставилась керамическая посуда. В погребениях женщин находят серьги и ожерелья из разноцветных стеклянных, костяных и каменных бусин, шпильки-заколки для волос, укрепляющие высокую прическу, пряслица (утяжелители для веретна), реже зеркала и каменные алтарики - «курильницы». В мужских захоронениях обычно встречаются детали поясной гарнитуры и предметы вооружения: наконечники стрел, реже кинжалы и чеканы (клевцы).
Деревянная
фигурка
воина, Бугры
Инвентарь из погребений: деревянное блюдо,
каменная курильница, керамические сосуды
Все известные крупные поселенческие комплексы каменской культуры - это временные стоянки скотоводов, они концентрируются вдоль берегов Оби и устьях ее притоков. Эти памятники представляют собой летние поселения, которые располагались в удобных для выпаса местах. Там, где были хорошие подходы к водопою и заливным лугам. Находки многочисленных стоянок скотоводов каменской культуры вдоль ленточных боров в степном Алтае, демонстрируют наличие в этом регионе и зимних пастбищ.


Шпильки-заколки
Фрагмент китайского лака, Бугры
(фото А.А.Тишкина)
На последней стадии существования каменской культуры наблюдается ее упадок. Основная часть каменского населения начиная со II в. до н.э., вероятнее всего, под влиянием климатических изменений и связанного сними усиления миграций и увеличением военной угрозы уходит из Обь-Иртышского междуречья, небольшая часть каменцев сдвигается в Верхнее Приобье. Для периода последних веков I тыс. до н.э. на всей территории лесостепного Алтая известны только единичные памятники.



Изделия из рога, Гоньба-II, Рогозиха-I (фото С.В. Семенова)

золотая нашивка в форме головы человека и серебряная бляха с изображением крыльев и голов грифонов, Бугры
С III-II вв. до н.э. появившиеся в лесных районах долины верхнего течения Оби группы кулайцев (северное таёжное население) активно контактируют с каменцами. Это отражается в появлении памятников, где наблюдается смешение черт разных обрядовых практик. В результате оттока кочевых групп скотоводов и перехода части населения к оседлому образу жизни в начале I тыс. н.э. в лесостепном Алтае формируются новые культурные традиции.
Раннее средневековье
Одной из ярких страниц в истории Алтая стал период, когда данный регион был частью тюркских империй Центральной Азии. Военно-политические объединения, созданные кочевниками во 2-й половине I тыс. н.э., являются отражением конфедерации многочисленных животноводческих племен. Тюркские каганаты в период раннего средневековья простирались на огромные территории, выходя далеко за пределы центрально-азиатского региона. Значение Алтая в этих империях было различным и определялось перипетиями политических ситуаций.
О ранней истории тюрок сохранилось очень мало информации. Согласно одной из легенд, представленной в китайских летописях, их предки некогда жили на побережье Западного моря. Они были полностью истреблены жестокими врагами, сохранившими жизнь только одному мальчику, у которого отрубили руки и ноги и бросили в болото умирать. Здесь его нашла и выкормила волчица, поселившаяся затем в горах Гаочана (Восточный Туркестан). В числе детей, родившихся от брака волчицы и мальчика, был Ашина. Он стал вождем возродившегося племени, а именем Ашина был назван правящий род. Один из его потомков Асянь-шад переселился на Алтай. Здесь предки тюрок оказались под властью жуань-жуаней (жужаней), выполняя функции плавильщиков железа. Не исключено, что переселение племени Ашина на Алтай, осуществленное в 460 г., было частью целенаправленной политики правителей Жужанского каганата. Так или иначе, на новой для себя территории предки тюрок столкнулись с местным населением. Именно на Алтае с течением времени сложился союз племен, получивший название «тюрк».
Территории Тюркского каганата
Тюркский тяжеловооруженный воин (катафрактарий)
Реконструкция В.В. Горбунова, рисунок Г.Л. Нехведавичюса
Тюркские оградки с изваяниями комплекса Яломан-VII (фото А.А. Тишкина)
Очевидно, пришлое племя Ашина после переселения на Алтай сумело не только адаптироваться в новых условиях, но и консолидировать вокруг себя местных кочевников, создав мощное объединение, способное, спустя менее чем за столетие, коренным образом изменить политическую ситуацию в степи.
Важным фактором, определившим стремительное развитие тюрок на Алтае, стали богатые природные ресурсы региона. Наибольшее значение имели удобные пастбища для выпаса скота, а также залежи железной руды, необходимой для изготовления предметов вооружения. В результате Алтай стал базой для формирования новой общности, выхода тюрок на политическую арену Центральной Азии и создания крупнейшей кочевой империи раннего средневековья евразийского масштаба.
У тюрок Алтая сложились устойчивые традиции погребального обряда, которые демонстрируют особую систему мировоззрения номадов.
Умершего человека обычно укладывали в неглубокую могильную яму, причем хоронили его головой по направлению к востоку (восходу солнца). Рядом с покойным помещали коня – верного спутника кочевника. В могилы богатых тюрок укладывали несколько лошадей, что символизировало достаток человека при жизни. При этом конь в могиле был ориентирован в противоположную от человека сторону – на запад. Вероятно, данная традиция отражала последний путь умершего в загробный мир, который он должен был совершить на лошади. Рядом с человеком укладывались вещи, которые он использовал при жизни – оружие, украшения, бытовые предметы, а конь хоронился во всем необходимом для похода снаряжении. Над могилой тюрки сооружали каменную насыпь (курган). Кочевники Алтая в раннем средневековье довольно редко создавали большие кладбища. Чаще всего они хоронили умерших рядом с более древними курганами, подчеркивая таким образом свою причастность к далеким предкам, проживавшим на этой территории.
Захоронение человека с лошадью
на памятнике Бирюзовая Катунь-9
Тюркские изваяния из экспозиции Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина
(фото Н.Н. Серегина)
Большое значение в обществе тюрок Алтая имел культ мужчины-воина. В честь героев создавались особые поминальные памятники. Они представляли собой подквадратные оградки из вкопанных на ребро плит. Внутри таких сооружений совершались поминальные тризны, в центре нередко вкапывался ствол дерева. С восточной стороны у оградки устанавливалось каменное изваяние, изображавшее умершего героя. От изваяния отходил ряд небольших каменных столбиков-балбалов, которые, как сообщают письменные источники, символизировали убитых врагов.
Завершающий этап истории тюрок Алтая относится к концу I – началу II тыс. н.э. В это время фиксируется размывание традиций кочевников под влиянием других групп населения, в том числе раннесредневековых кыргызов и постепенное исчезновение общности.
Made on
Tilda